суббота, 15 ноября 2014 г.

Человек как биосоциальное существо


Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Антропосоциогенез - это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.
Антропогенез - превращение животного в человека.
Социогенез - объединение в человеческое общество.
Человек - высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек как существо биологическое:
  • Включен в природную связь явлений.
  • Подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим законам развития.
  • У человека и высших животных две пары конечностей, схожие сердечно-сосудистая и нервная системы, постоянная температура тела, легочный аппарат дыхания, четырехкамерное сердце, и те, и другие вскармливают детей молоком. Как и животному, человеку свойственны инстинкты, эмоции. Подобно животным, он обладает биологическими потребностями.
Биологические особенности человека:
  • Прямостояние и прямохождение.
  • Свободные верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий.
  • Высокоразвитый мозг.
  • Приспособленные к прямохождению системы внутренних органов.
Социальная природа человека:
  • Членораздельная речь.
  • Способность производить орудия труда.
  • Способность преобразовывать природную и социальную среду.
  • Способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий.

Эссе 

 «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
(В. Г. Белинский)
Данное высказывание Виссарио́на Григо́рьевича Бели́нского связано с  проблемой формирования человеческой личности, а также воздействия общества на личность. Значимость проблемы связана с тем, что для человека всегда было важно понять, что задается в нем природой, а что дается как результат воздействия общества. Высказывание относится к науке «Социальная философия». Социальная философия – эта раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
В.Г. Белинский — великий русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ XIX века. В словаре А. А. Половцова говорится, что высокая историческая заслуга Белинского кроется в безошибочной прозорливости его взглядов, в верном критическом чутье и в изощренном эстетическом вкусе, в страстной любви к истине и в пламенном темпераменте борца. Его жизнь, полная страданий и трудов, навсегда останется самым дорогим воспоминанием русской литературы. Всю жизнь «неистовый Виссарион» искал пути постижения теоретической истины. Его взгляды поддерживали великие русские ученые и писатели Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Огарев и многие другие.
Общество превращает человека в личность. С раннего детства человека окружают семья, детский сад, школа, благодаря которым формируется характер и мировоззрение ребенка. Высшие учебные заведения и место работы формируют у человека сознание, что он живет и работает в огромном мире, что он может принести пользу обществу. При этом всю жизнь человек учится: приобретает новый опыт, получает новые знания. Этот процесс невозможен без общества, так как это противоречит его сущности. Значит, именно общество «развивает и образует» человека. Немецкий поэт И. Бехер сказал, что: «Человек становится человеком только среди людей».
Благодаря обществу человек проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других.
По теории американского психолога А. Маслоу существует пирамида человеческих потребностей, которые он распределил по мере возрастания. Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. В процессе совместной деятельности у человека возникает потребность общения, сохранения и передачи опыта.
Белинский утверждал, что человек – такое же творение природы, как и любое из животных, и лишь в процессе взаимодействия с обществом он становится «полноценным» человеком. Именно в процессе взаимодействия с обществом человек приобретает те качества, которые и отличают его от животных.
Известно, что люди-отшельники, оказавшиеся один на один с природой, не обладают элементарными знаниями и опытом. Без общения с людьми человек чаще всего сходит с ума. Не развивая свои интеллектуальные способности, его жизнь становится похожа на жизнь животного, который удовлетворяет только свои биологические потребности.
Таким образом, я считаю, что Белинский прав в том, что биологически человека создает природа; но сущностные характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения.
В нашей стране живут миллионы людей, но они различаются, по языку, традициям, верованиям, так как формировались в разных культурах. Это еще раз подтверждает, что человека развивает и формирует общество.


 Источники:
-  http://sociologik.ru/component/content/article/1-stati/25-chelovek

Комментариев нет:

Отправить комментарий